Незамерзайка
Если стеклоомыватель ничем не пахнет, это - яд
Незамерзающие жидкости, или в просторечье - незамерзайки, предназначены для мойки ветровых стекол автомобилей при низких температурах воздуха.
Самые сильные незамерзайки чистят стекло до минус сорока и более. Состоят очистители из раствора спирта с моющими добавками (поверхностно-активными веществами), отдушки (чтобы не пахло плохо) и красителя.
Все, казалось бы, просто. И все непросто...
Бесцветная смерть
Недавно на окраине столицы (а крупные города - удобные рынки для продажи "левой" незамерзайки) оперативники изъяли более пяти тонн контрафактной стеклоочистительной жидкости. Мошенники наклеивали на свою "продукцию" этикетки производителей из Санкт-Петербурга. Сама же стеклоочистительная жидкость состояла из подкрашенного метилового спирта - метанола.
Метанол очень удобен для подделки незамерзайки. Он смешивается во всех соотношениях с водой и с большинством органических растворителей. Он дешевле изопропилового спирта, из которого добросовестные производители делают незамерзайки, не говоря уже о спирте этиловом. Но метанол - яд.
Метанол еще называют древесным спиртом. Это крайне ядовитая бесцветная жидкость. При попадании внутрь организма она поражает нервную и сосудистую систему человека. 5-10 граммов метанола приводят к полной и безвозвратной потере зрения, а доза в 30 граммов, как правило, смертельная. С воздухом в объемных концентрациях 6,72-36,5% метанол образует взрывоопасные смеси.
Отравиться метанолом можно не только при его питье, достаточно просто вдохнуть его пары, когда они проникнут в салон автомобиля через систему вентиляции. В результате головная боль, головокружение, слабость.
Запрет на производство, продажу и использование стеклоомывающих жидкостей, содержащих метанол, был принят в России еще семь лет назад. В июле этого года Геннадий Онищенко, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, издал Постановление N 47 "О прекращении использования метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом", где еще раз указал на крайнюю опасность стеклоочистительных средств на основе метанола.
Тем не менее будем иметь в виду: производство незамерзайки на основе метилового спирта для махинаторов крайне выгодно, и в один миг его не искоренишь. Ведь себестоимость метанола - примерно 20 рублей за пятилитровую канистру, а продают канистру на обочинах дорог уже по 80-100 рублей.
Сначала - принюхайтесь
Интересно, что результаты многочисленных опросов автомобилистов на тему выбора незамерзайки выглядят довольно парадоксально. Все догадываются, что метанол - яд, однако такой определяющий фактор при покупке незамерзающей жидкости, как "безопасность для здоровья покупателя", на первое место ставит лишь каждый четвертый. Остальные определяются в выборе либо ценой (23,8%), либо температурой ее замерзания (19,8% опрошенных).
Запах волновал лишь 14 процентов автомобилистов. Между тем, если незамерзайка шибает в нос - это прямое доказательство, что она не изготовлена на основе ядовитого метанола, практически не пахнущего.
Резкий запах имеет как раз изопропиловый спирт, из смесей которого и делают легальные стеклоочистители. Он не так ядовит, как метанол, но все же надо помнить, что это вещество тоже может раздражать глаза и дыхательные пути. По запаху изопропиловый спирт напоминает ацетон, который, кстати, из него и делают.
Чтобы хоть как-то перебить "нетоварный" запах, производители легальной незамерзайки прибегают к помощи ароматизаторов и отдушек. Именно поэтому себестоимость безопасных стеклоомывателей выше тех, что состоят из раствора метилового спирта.
Дорого, но не сердито
Отличить подделку можно не только по запаху, но и по цене продукта.
И еще в качестве предупреждения: ни в коем случае не заливайте в бачок концентрат в чистом виде. Его обязательно нужно развести водой до нужной, указанной в инструкции концентрации. Иначе могут быть различные неприятности - вплоть до возгорания жидкости под капотом.
Как не надышаться
Следует как можно реже пользоваться незамерзайкой на стоянках и в пробках - именно тогда концентрация вредных паров в салоне достигает максимума.
Если при работе стеклоочистителей и стеклоомывателя вы почувствовали слабость, головную боль, стали вдруг рассеянными - немедленно остановите машину, выйдите из нее и подышите воздухом 5-10 минут. Если при дальнейшей поездке самочувствие не улучшилось, тогда лучше всего вообще слить подозрительную незамерзайку.
Если же возможности купить жидкость в автомагазине нет (а покупка ее на обочине - замена шила на мыло), залейте в бачок дешевой водки и добавьте шампунь или "домашнюю" жидкость для мытья посуды или стекол. Конечно, это обойдется дороже, нежели "левая" незамерзайка - но что может быть дороже вашего здоровья? Его потом ни за какие деньги не купишь...
|
|
Выбор антифриза Покупать нужно охлаждающую жидкость, рекомендованную в инструкции по эксплуатации автомобиля, и лучше в специализированных, а не в универсальных магазинах. Концентрат ОЖ применять в системе охлаждения нельзя. Он предназначен только для приготовления охлаждающей жидкости путем разбавления водой. В каком соотношении проводится разбавление, указывает его изготовитель на этикетке. Импортные антифризы предназначены: ASTM D 3306 - для легковых автомобилей и легких грузовиков; ASTM D 4985 - для тяжелой техники; G 11 - для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов); G 12 - для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют). Информация об отсутствии силикатов (free of silicate или silicate free) имеет важное значение при использовании охлаждающей жидкости в двигателях тяжелой техники. При высокой температуре силикаты способны превращаться в гелеобразные отложения, забивающие узкие каналы системы охлаждения. Хороший товар редко упаковывают небрежно. Емкость, как правило, закрывают пробкой с одноразовой «трещоткой», иногда дополнительно защищенной «пломбой» - ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке - плотно контактировать с горловиной. Герметичность можно проверить, перевернув упаковку или слегка сжав ее с боков. Если есть течь или канистра неупругая (шипит выходящий воздух), лучше такую не покупать. Этикетка качественного товара, как правило, хорошо сделана и приклеена. Штрих-код, рисунки, буквы и цифры на ней четкие, не раздвоенные и не расплывчатые. Информация - полная и не рекламная, а преимущественно техническая: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, его температуры кипения и замерзания, срок хранения, номер партии с датой ее изготовления и т.д. Полупрозрачная канистра хороша тем, что можно рассмотреть ее содержимое. Мутную жидкость, тем более с осадком, покупать не надо. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата - чуть больше (пять). Хорошая охлаждающая жидкость дешевой быть никак не может. Меняют ее не часто. Экономить на жидкости не стоит. Проверка после покупки Все параметры жидкости полностью и корректно проверить самостоятельно нельзя, но косвенно оценить качество покупки можно. Мембрана под пробкой - хороший признак. Прозрачность и пенообразование проверяют, отлив жидкость из непрозрачной канистры в соответствующую емкость. Характерный запах нефтепродуктов (бензина, масла, смазок и т.п.) недопустим. Плотность проверять можно, но она - не главный критерий качества, ее могут умышленно повысить, добавив ненужные соли, часто вредные. Но все же лучше проверить. Устойчивость к жесткой воде. Иногда изготовитель допускает разбавление концентрата водопроводной водой. Для проверки можно налить концентрат в прозрачную емкость из термостойкого стекла, добавить столько же воды из водопровода и довести до кипения. Дать постоять около часа и сравнить внешний вид (прозрачность в проходящем свете) с таким же раствором, но не прокипяченным. Видимых отличий быть не должно. Антифриз нового поколения coolstream Антифризы серии «Cool Stream» – результат новейших разработок в области защиты металлов от коррозии. Основой композиций присадок антифризов серии «Cool Stream» являются экологически безопасные карбоновые кислоты. Антифриз «Cool Stream» является продуктом следующего поколения, пришедшим на смену «тосолу» и другим отечественным охлаждающим жидкостям, созданным по традиционной рецептуре и технологии. В производстве антифризов используются готовые карбоксилатные композиции присадок нового поколения разработки и производства компании «Артеко», Бельгия (совместное предприятие «Шеврон-Тексако» и «Тоталь»). В традиционных охлаждающих жидкостях, к числу которых относится и Тосол, защиту металлов от коррозии обеспечивают силикаты, бораты, нитриты и др. Существуют рецептуры, где эту функцию выполняют фосфаты, амины и некоторые органические соединения. Выпускаемые сегодня в России охлаждающие жидкости отличаются по составу от первоначального варианта Тосола, который был создан специально для первых Жигулей. Однако, принципиальных отличий, к сожалению, нет, это, как и раньше, традиционная рецептура. Метасиликат натрия, который многие используют для защиты алюминиевых сплавов, является достаточно эффективным ингибитором, но для современных двигателей с более высокими рабочими температурами и более плотными тепловыми потоками уже не очень подходит. Даже если использовать стабилизаторы силиката, полностью преодолеть проблему образования геля, который может приводить к закупорке радиатора, не возможно. Кстати, практически ни один отечественный производитель ОЖ не использует стабилизатор силиката. В качестве ингибитора кавитационной коррозии в традиционных рецептурах обычно используют нитрит. Помимо того, что он может взаимодействовать с аминами и образовывать канцерогенные вещества, он имеет и другие недостатки. Главный недостаток – это быстрое расходование ингибитора. Выполняя свою защитную функцию, он переходит в неактивные формы. С другой стороны увеличение его концентрации приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. В Западной Европе и Северной Америке выпускаются специальные дополнительные пакеты ингибиторов коррозии для коммерческого транспорта, а также тестовые наборы для мониторинга содержания быстро расходуемых ингибиторов. Это значительно усложняет обслуживание грузовых автомобилей и автобусов, но альтернативой в случае использования традиционных охлаждающих жидкостей может быть только частая замена ОЖ. Из этого следует вывод для наших автохозяйств, если они применяют Тосол, то менять его нужно очень часто (при больших пробегах это может быть два раза в год). Дополнительных пакетов присадок и, тем более, тестовых наборов у нас никто не предлагает. Значительно лучше проблему защиты от коррозии всех металлов системы охлаждения решают охлаждающие жидкости - антифризы нового поколения с пакетами ингибиторов коррозии на основе композиции солей моно и дикарбоновых кислот (карбоксилатная технология). Над этими рецептурами ряд ведущих производителей ОЖ работают уже с начала 90-х. В составе ОЖ нового поколения разных производителей есть различия, но принципиально это жидкости, которые значительно превосходят по своим эксплуатационным свойствам традиционные. Такие антифризы ОЖ содержат в своем составе помимо синергетической композиции солей карбоновых кислот дополнительно ингибитор коррозии меди, антивспенивающую присадку и краситель. Они не содержат силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов, боратов и аминов. Отличие в работе ингибиторов нового поколения по сравнению с традиционными ингибиторами состоит в том, что они образуют значительно более тонкую защитную пленку на поверхностях материалов системы охлаждения. Расходование ингибиторов происходит только в случае возникновения очагов коррозии. С некоторой степенью приближения их можно считать нерасходуемыми ингибиторами. И именно поэтому ОЖ нового поколения выдерживают сроки эксплуатации до 5 лет. При этом, очень важно иметь ввиду, что в пределах рекомендованного срока эксплуатации эти жидкости обеспечивают более высокую эффективность защиты всех материалов системы охлаждения, чем традиционные, эффективность которых быстро падает по мере расходования ингибиторов. Кроме того, более тонкие защитные пленки ОЖ нового поколения делают более эффективным теплообмен между двигателем и системой охлаждения. Некоторые российские компании уже выпускают в небольших объемах ОЖ с использованием импортных пакетов ингибиторов коррозии по карбоксилатной технологии. Однако, это делается на старом оборудовании и без какого-либо участия компаний, являющихся носителями этих «ноу-хау». Иногда можно услышать, что в России создана охлаждающая жидкость, которая не уступает, а иногда пишут, что и превосходит зарубежные аналоги по своим эксплуатационным свойствам. К такой информации нужно относиться осторожно. Разработка рецептур ОЖ нового поколения – это процесс, который требует и времени и значительных материальных вложений. Ни один российский производитель ОЖ не в состоянии сегодня выполнить такую работу. Этим объясняется то, что первое в России специализированное предприятие по производству ОЖ нового поколения, опирается на опыт своего стратегического партнера – компании ARTECO (Бельгия). Компания ARTECO является совместным предприятием транснациональных корпораций Chevron-Texaco и Total. Благодаря своим именитым создателям ARTECO располагает рецептурами охлаждающих жидкостей самого последнего поколения, обладающих выдающимися характеристиками. Предприятие построено с использованием самого современного оборудования из США, Франции и Италии. Впервые в России для смешения ОЖ используется полностью автоматизированная установка с выводом управления на компьютерную консоль. Только в этом случае возможно полноценное сотрудничество с зарубежными партнерами, которые во главу угла ставят высокое качество, которое повторяется неизменно от партии к партии продукции. При таком высоком уровне автоматизации значительно уменьшается роль субъективного фактора. На данном этапе предприятие будет использовать готовые пакеты ингибиторов от своего партнера. Постепенно схема будет наращиваться до полного цикла производства от первичных компонентов до готовых продуктов. Помимо пакетов присадок перенимается высокая культура промышленного производства. Расфасовка готовой продукции антифриза также соответствует международным стандартам. От выдува канистр до упаковки картонных коробов с канистрами в паллеты все работы механизированы, и оборудование расфасовки представляет собой интегрированную линию. В целях избежания подделок используются несколько степеней защиты, включая термофольгу на горлышке канистры. по материалам sap.net.ru |
Любой
антифриз - это смесь этиленгликоля (полипропиленгликоля), воды,
красителя и пакета присадок. Кстати ТОСОЛ - это тоже антифриз.
Изначально это было наменклатурное обозначение антифриза специально
разработанного для ВАЗовских машин при постройке завода в Тольятти.
Итальянцев не устроило качество существовавшего на тот момент в СССР
"Антифриза 156", они потребовали создать новый антифриз. ТОСОЛ - это
аббревиатура: Технология Органического Синтеза ОЛ (спирт по хим
наменклатуре). Сейчас это название стало просто нарицательным. Т.е.
Тосол - это вид антифриза.
У каждого производителя используется свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок. Присадки могут быть антикоррозийными, антипенными, уменьшающие влияние на резину и т.д. В 70-х годах европейскими производителями было решено создать классификацию ОЖ. Было разработано три класса. G11 - используется этиленгликоль, как правило самые дешевые ОЖ, с небольшим пакетом присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого жижи были бесцветные. G12 - используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета жижи этого класса более дорогие. За этим классом зафиксировали красный цвет. G13 - используется полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Европа гонится за экологичностью, поэтому создают такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Не доросли еще чтоб за экологией гоняться за такие деньги. Но большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Взять тот же TCL: у него обе жижи и зеленая и красная класса G11, но они отличаются по пакету присадок (красный более совершенный). Поэтому производитель ввел разделение по цветам, чтобы дифферинцировать продукт для конечного покупателя. Что касается коррозии: здесь всё зависит от пакета присадок, а также от его сбалансированности. По началу практически все более менее качественные жижи одинаково защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки отрабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только сместь гликоля и воды, естественно ни о какой защите речи уже не идет. Поэтому если заливать TCL и менять его раз в 6-12 месяцев, ничего страшного даже для движков не произойдет, но можно купить дорогой антифриз и менять его раз 3-4 года. Это дело покупателя. |
Секреты холодного пуска: как завести машину в морозы:
Зима, в предыдущие годы баловавшая нас отсутствием снега и сильных
морозов, видимо решила в этот раз отыграться по полной программе.
Сегодня мы предлагаем вспомнить несколько хитростей, которые могут
помочь вам завести машину в такой лютый холод.
Вот уже почти месяц по утрам во дворах спальных районов «поют»
прокручивающиеся впустую стартеры. Кто-то, вооружившись «крокодилами»,
начинает день с поисков «доброго самаритянина», некоторые спешат в
магазины за новыми аккумуляторами, а остальные плетутся на общественный
транспорт. Согласитесь — крайне неприятно оказаться утром в холодной
машине, которая наотрез отказывается заводиться. Особенно неприятно —
когда через полчаса у вас важная встреча, которую ну никак нельзя
отменить.
Теоретически любой исправный современный автомобиль должен без проблем
завестись даже при -30 градусах. Для этого машина должна иметь
правильное масло, заряженный аккумулятор с достаточным уровнем
электролита, чистые свечи, а также работающие стартер и генератор.
Холодный пуск двигателя зимой требует более бережного подхода. Следующие
ниже советы могут помочь избежать негативных влияний низких температур
на ресурс автомобиля.
1. Прогреть аккумулятор
Именно аккумулятор чаще всего становится виновником всех
утренних бед автомобилиста. Специалисты советуют в экстремальных
температурных условиях перед пуском двигателя прогреть аккумулятор. Для
этого достаточно на 10-20 секунд включить дальний свет. Такое нехитрое
действие позволит избежать резкой нагрузки на батарею и продлит срок ее
жизни.
Кстати, о сроках. Не стоит обольщаться насчет срока службы стандартного
аккумулятора. Обычно это 2-3 года в зависимости от условий эксплуатации.
При замене аккумулятора изучите советы производителя, и не пытайтесь
запихнуть в автомобиль батарею большей емкости: штатный генератор будет в
таком случае работать во внештатном режиме и, как одно из следствий,
аккумулятор будет постоянно недозаряжен, а, следовательно, и умрет
быстрее.
2. Выжать сцепление
Выжатая во время пуска двигателя педаль сцепления избавит
стартер (которому и так несладко) от необходимости проворачивать ведомый
диск и валы в замерзшей коробке. После того, как машина завелась,
потерпите еще минуту и лишь после этого плавно отпустите сцепление.
3. Два поворота
Зимой особенное значение принимает правило «двух поворотов».
Вставляете ключ в замок, поворачиваете один раз до загорания ламп на
приборной панели, ждете пару секунд. В это время бортовая электроника на
современных автомобилях проводит диагностику, а также включается
бензонасос. Только после этого доверните ключ и попробуйте завестись.
4. Не убейте стартер!
Запомните: крутить стартер дольше 10-15 секунд — значит рискнуть его здоровьем. Лучше заводиться в несколько заходов.
5. Не глушитесь сразу
В морозы на состоянии любого автомобиля особенно негативно
отражаются короткие поездки. Если вам нужно передвинуть авто на 5 метров
— лучше толкайте. После холодного пуска необходимо дать любому
двигателю прогреться (лучше — на ходу) прежде, чем глушить его. В
противном случае второй раз завестись может не получиться.
6. Прогрев
Прогревать или нет? Это вечная тема для споров среди
специалистов автомобильного мира. В некоторых странах (например, в
Германии) прогрев двигателя и вовсе запрещен законом. Все — ради
экологии.
В этом вопросе стоит придерживаться «золотой» середины. Для стабилизации
смазочной и топливной систем и для минимизации числа «сухих трений»
(загустевшее масло не справляется со своими обязанностями) хорошо бы
постоять заведенным 2-3 минуты. Затем начать движение, но пока двигатель
не прогрелся до рабочей температуры, избегать резких разгонов и езды на
высоких оборотах.Первые несколько минут после холодного пуска двигатель
будет работать в режиме прогрева на повышенных оборотах холостого хода,
которые за пару минут опустятся до нормальных значений. Это — не
неисправность, как думают многие начинающие водители.
Существует несколько исследований, в которых было доказано, что износ
мотора практически не зависит от продолжительности прогрева на месте.
Наглядный пример — эксплуатация автомобилей в разных климатических
поясах. Если бы прогрев действительно влиял на «здоровье» двигателя, то
разница в его сроке жизни на севере и на юге была бы видна, что
называется, невооруженным глазом.
7. Как правильно «прикурить»
Если машину завести не удалось, можно попробовать прикурить ее с
помощью «крокодилов» и «доброго самаритянина», которого вам
посчастливилось встретить.
Процедура следующая:
Определите, с какой стороны у обоих автомобилей аккумуляторы. Вам важно,
чтобы хватило длины «крокодилов» и чтоб они не соскакивали. Убедитесь в
том, что машины не касаются друг друга корпусами, в противном случае
возможен нежелательный контакт масс автомобилей.
Соединяем плюсовую клемму разряженного аккамулятора с плюсовой клеммой заряженного с помощью красного провода.
Подключаем минус заряженного аккумулятора к минусу разряженного с
помощью черного провода. Многие советуют использовать вместо минусовой
клеммы разряженного аккумулятора «массу» автомобиля — любую неокрашенную
деталь подкапотного пространства, расположенную максимально далеко от
батареи и топливопроводов.
Ждем 5-10 минут.
Для снижения риска ущерба электронике глушим машину-донор.
Заводим разряженную машину.
Снимаем провода в обратной последовательности. Сначала минусовой, потом
плюсовой. Для снижения пиков напряжения в момент отсоединения можно
включить вентилятор обдува или обогрев заднего стекла автомобиля с
разряженным аккумулятором.
8. Буксир
Если вы решили, что описанный выше способ слишком прост для
вас, можно попробовать завести машину на буксире. Помните — усилитель
тормозов и руля на заглушенном автомобиле не работает, поэтому при
буксировке «мертвого» автомобиля нужно быть предельно осторожным. Лучше
заниматься этим на пустой закрытой площадке и не в таких экстремальных
погодных условиях, как сейчас.
Включите вторую или третью передачу, выжмите сцепление и заводите
двигатель. На радостях не забудьте подать сигнал тому, кто вас
буксирует.
9. Профилактика
Самый верный способ обеспечить себе спокойную зиму — заранее
подготовить к ней свой автомобиль. Лучше еще осенью поменять масло и все
три фильтра (масляный, воздушный, топливный). Специалисты советуют при
смене масла обращать внимание на вязкостные характеристики, которые
обозначаются буквенно-цифровым индексом (например 5w40). Цифра, которая
стоит перед буквой w, характеризует как раз вязкость при низких
температурах. Лишь масла 5w и 0w остаются жидкими при -30. Остальные
(15w, 20w) густеют так, что провернуть двигатель стартером становится
очень сложно.
При малейших сомнениях стоит изучить советы производителя вашего
автомобиля или обратиться в квалифицированную мастерскую, где вам к тому
же проверят и при необходимости заменят остальные жидкости — антифриз и
омыватель для стекол. Не лишним было бы измерить уровень и плотность
электролита в аккумуляторе, проверить зарядку генератора и натяжение его
ремня, а также диагностировать свечи и высоковольтные провода.
rus.DELFI.lv
Как экономить топливо.
Факторы влияющие на расход топлива в автомобиле.
Запомните!
Скорость стоит дорого!
Спортивный стиль вождения автомобиля требует много топлива.
- Резкий, быстрый старт!
- Неправильный выбор передачи.
- Пониженное давление в шинах. (4%)
- Широкие диски.
- Некачественное горючее.
- Неудовлетворительное состояние автомобиля.
- Багажник на крыше.
- Прицеп.
- Включенный обогрев заднего стекла.
- Включенный на полную мощность кондиционер.(15%)
- Агрессивная езда, резкий обгон, резкое торможение.
- Высокая скорость.
- Езда на непрогретом двигателе. (12%)
- Пробуксовка, буксование на скользкой дороге.
- Перегруз автомобиля.
- Неправильный выбор маршрута.
- Плохое дорожное покрытие.
- Открытое окно или люк. (4%)
ВЫБОР ШИН.
При покупке шин возникают закономерные вопросы. Вот — некоторые из них.
Насколько устойчивые?
Год выпуска шины "зашифрован” в индексе на боковине (на фото обведено
белым кружком). В данном случае "08” — это 2008-й год выпуска. Цветная
точка — это метка для балансировки. А индекс 205/60R16 92H
расшифровывается так: "205” — ширина шины в мм, "60” — высота профиля
равна 60% от ширины, "R16” — для диска 16 дюймов. "92” — условный индекс
грузоподъемности, "Н” — индекс скорости.
Покрышки с направленным, V-образным рисунком протектора считаются более
устойчивыми на мокрой дороге. Обратная сторона этой медали — они чуть
более шумные, чем шины с ненаправленным рисунком.
Жесткие или мягкие?
Понятно, что низкопрофильная шина на ходу жестче высокопрофильной.
Однако резина с одинаковым профилем тоже может различаться в плане
ударопоглощаемости. Чем мягче боковина — тем лучше шина "глотает”
неровности, однако ее легче повредить или пробить до диска, наехав,
например, на скорости на бордюр.
Когда произведены?
Год выпуска "зашифрован” в индексе на боковине шины. Считается, что
новая резина может храниться более трех лет без потери свойств. Однако
более важно не сколько она хранилась, а как. Поэтому перед покупкой надо
осмотреть покрышку на предмет отсутствия вмятин на боковинах,
радиальных ("овал”) и осевых ("восьмерка”) искривлений, потертостей и
трещинок.
Зачем на боковине шины цветные точки?
Эти точки — маркер для балансировки: красная — это самое тяжелое место
на покрышке, а желтая — самое легкое. Для современного балансировочного
станка такая маркировка, в принципе, не нужна, но некоторые
производители все же наносят ее "по-старинке”.
Конечно, при выборе резины возникает еще немало вопросов, а главные из
них — сколько стоит, есть ли гарантия, сколько прослужит, и так далее.
Однако ответы на эти вопросы — уже совсем другая история.
Алексей ИГНАТЕНКО. RIGA АВТОМОБИЛЬНАЯ.
Почему при торможении машину трясет ?
После зимы начинается "мокрое” время — то есть, по лужам еще
наездимся. Первое, что ассоциируется с водой — аквапланирование, сбои
намокшей электроники, коррозия и гидроудар. Однако есть еще один
неприятный сюрприз, который частенько упускают из виду — может "повести”
тормозные диск. Чаще всего тормозные диски ведет из-за "влета” в
глубокую лужу с перегретыми тормозами.
В принципе, диски "ведет” иногда и без попадания в воду — просто от
перегрева длительным интенсивным торможением. Однако если влететь с
перегретыми дисками в лужу — особенно на этом самом торможении — шанс
искривления существенно возрастает. Симптомы искривленного диска —
биение при торможении. Если при этом бьет в руль — проблема в передних
дисках. Если только по педали тормоза — в задних. Кстати, диски может
повести не только от луж. Известно немало подобных случаев, когда люди
после динамичной поездки сразу заезжали на мойку. Тормоза были
перегреты, и диски "вело”.
Дефект лучше не запускать. Если с "кривыми” тормозными дисками ездить
долго, то вибрация при торможении будет быстрее "убивать” наконечники
рулевых тяг, направляющие суппортов, и ступичные подшипники. Способа
решения проблемы два. Если повело не сильно — можно пробовать проточить.
Однако в перегретом "поведенном” диске присутствуют остаточные
напряжения, поэтому есть определенный риск, что он расколется. Так что
если есть возможность, то лучше заменить искривленные диски. А еще лучше
— старатья все-таки их не перегревать, или давать остыть 15-20 минут
перед "водными процедурами”.
Артур ОЗОЛС