КАК ПОЯВИЛОСЬ ТАКСИ.
Мы часто пользуемся услугами такси, а вызов такси – наиболее удобный способ передвижения по городу. Но мало кто знает как появилось такси и как оно развивалось.
Такси – неотъемлемая часть жизни любого большого города, а иногда
даже его фирменный стиль. А началась история городского такси в далекие
времена с романтической профессии ямщиков и извозчиков.
В ХVIII веке некий предприимчивый француз основал постоялый двор конных
экипажей около часовни святого Фиакра, покровителя садоводов. «Фиакры»
стали первыми в мире наемными общественными экипажами в отличие от
карет, до этого принадлежавших исключительно вельможам и помещикам.
Святой Фиакр также является покровителем таксистов. Символ Святого
Фиакра – лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут.»
Рождение первых автомобилей почти сразу вызвало к жизни «моторных
извозчиков». Уже в 1896 году (через десять лет после выезда Г. Даймлера
на своем первенце, «безмоторном экипаже») по’ улицам немецкого города
Штутгарта начали курсировать машины «Автомобильно-извозкого
предприятия». Эти шестиместные «Даймлеры» с мотором в 4 л. с. стали
первыми в мире такси. Правда!, само название «такси» появилось несколько
позже. В 1896 году французский автомобильный клуб провозгласил, что
«столице мира» были бы очень к лицу моторизованные «фиакры» — без
лошадей. С фиакра сняли оглобли, установили сзади бензиновый двигатель, а
возле сиденья кучера — рулевую колонку и рычаги управления.
На первых порах затея не имела успеха — не знали, по какому тарифу оплачивать труд шоферов. Изобретенный в 1905 году счетчик — таксометр — утихомирил споры. От него пошло название нового вида транспорта — таксомоторы или такси. Компания Renault первой стала выпускать автомобили, специально приспособленные к таксомоторной службе. Окрашенные в красный и зеленый цвет, они заметно выделялись среди других, в большинстве черных автомобилей, их легко было распознать в потоке движения. Особым было и устройство кузова. Его пассажирское отделение напоминало закрытую карету «фиакра», а водитель, как кучер, сидел в открытой передней части. Считалось, что шофер должен быть отделен от пассажиров ради их удобства и иметь полную свободу обзора и общения с пешеходами, возницами, полицейскими и другими шоферами. И то верно: зачем шоферу слышать разговоры своих пассажиров, а пассажирам — перебранку шофера в толчее переполненных автомобилями и конными повозками улиц. Устройство такси повлияло и на облик шоферов. Одеты они были в длинные непромокаемые, наглухо застегнутые, кожаные пальто и фуражку военного образца.
Моторизованные извозчики получили широкое распространение не сразу. В начале XX века выпуск автомобилей был еще невелик, и они считались скорее роскошью, чем средством передвижения. Так, в Париже восемьдесят лет назад насчитывалось всего-навсего 4 таксомотора!, а уже в 1922 году их количество достигло внушительной цифры: 11295 штук. До начала первой мировой войны таксомоторное сообщение завели у себя многие .крупные города.
В Англии история такси относится к 1639 году, когда Корпорацией коучменов была учреждена лицензия на извоз. Сначала это были четырехколесные экипажи – они назывались хэкни (hackney – разъездная лошадь), позже появилась более маневренная двухколесная открытая повозка – кабриолет или, сокращенно, кэб.
На смену конным экипажам пришли электрокэбы, а в 1907 году начался
такси бум, многие стали разрабатывать автомобили специально для
использования в качестве таксомоторов. Сейчас в Англии осталось три
фирмы, которые строят такси-кэбы (см. картинку) – London Taxi
International, Hooper и Asquith, известная своими репликарами.
Многие стали разрабатывать автомобили специально для использования в
качестве таксомоторов. Сейчас в Англии осталось три фирмы, которые
строят такси-кэбы (см. картинку) – London Taxi International, Hooper и
Asquith, известная своими репликарами.
В Лондоне такси являются таким же атрибутом, как и Биг Бен или двухэтажные автобусы. Их знаменитое vip такси называется черный кабриолет, поначалу эти экипажи были четырёхколесными и назывались хэкни, потом их сделали двухколёсными в результате, они стали более маневренными и стали носить название кабриолет или кэб.
В Нью-Йорке первое желтое такси было выпущено на линию 13 августа 1907 года, что не мешает американцам пытаться доказать, что у них раньше всех появились такси, хвастовство у них в крови. Увеличению количества такси на улицах США в значительной степени помогла мафия, именно организованные преступные группировки владели большинством таксопарков и были заинтересованы в их росте. В Америке не было более надежного транспорта в годы сухого закона для перевозки запрещенного спиртного, чем такси, поэтому особенно полюбили этот транспорт гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали таксистов. Сейчас в США водителями такси в основном работают эмигранты с других стран, поэтому они пользуются дурной славой, они так и норовят обсчитать пассажира на крупную сумму денег.
Checker CAB
Считается что лучшие таксисты, находятся в Японии. Там такси
появились совсем недавно, поэтому японские таксисты очень вежливы,
обходительны с пассажирами.
Работают они исключительно в белых перчатках, а на подголовниках своих
машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время
движения никогда не ведет с пассажиром разговоров, он просто управляет
автомобилем, а если вы иностранец, то на беседу можете даже не
рассчитывать. Поездка будет проходить спокойно, иногда даже скучно. Чего
еще можно ждать от человека в белых перчатках и форменной фуражке?
Лондонские такси всегда красятся в чёрный цвет, в Гонконге используют 3 типа окраски такси, чаще всего их красят в красный цвет, зелёные такси используются в Новой Зеландии, а синие — на островах Лантау.
ТАКСОМЕТР.
Такси (от фр. Taximetre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) — средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику — таксометру.
По свидетельству «Справочника автомобилизма» за 1911 год, петербургский предприниматель и агент по продаже автомобилей С. Фриде свои машины со счетчиками для определения платы за проезд первым назвал таксомоторами. Позднее в обиходной речи это название сократилось до короткого слова «такси», которое распространилось во всем мире.
ИСТОРИЯ ТАКСОМЕТРА.
Таксометры — приборы, отмеряющие расстояние, за которое должен
рассчитаться пассажир в конце пути Изобретен счетчик — таксометр в 1905
году.
Но они были известны еще в допотопные времена, когда ни двигателей внутреннего сгорания, ни метров, ни километров еще и в помине не было. Древние таксометры представляли собой некий ящичек, заполненный камушками. Он устанавливался над одним из колес экипажа, и когда колесо совершало полный оборот, специальная зацепочка открывала в ящичке окошко в верхней емкости, из которой в нижнюю емкость падал один камушек. Потом пассажир расплачивался с таксистом по числу выпавших камушков.
ПОЯВЛЕНИЕ ТАКСИ В РОССИИ.
В России первое упоминание об извозчике на автомобиле было в 1907 году в газете "Голос Москвы”.
За последующие десять лет сфера такси в крупных городах развивалась достаточно бурно. Но в 1917 она прекратила свое существование, как и многие другие атрибуты "буржуазной жизни”. И только в декабре 1924 г. Моссовет принял решение о покупке 200 автомобилей-такси марок Renault и Fiat.
Первые 15 таксомоторов начали эксплуатироваться с 1925 года, причем сначала такси были только в Москве и Ленинграде. Новая страница истории такси в СССР была открыта в 1934 году, когда началось производство отечественных легковых автомобилей "ГАЗ-А”. Конвейерная жизнь модели была недолгой, всего 4 года, но за этот период количество советских такси увеличилось более чем в шесть раз.
В 1948 году для такси были введены отличительные знаки: шахматная полоса по бортам кузова и световой сигнал – зеленый огонек, означающий, что такси свободно. Эра "Волги”, которая продолжается и в настоящее время, открылась "двадцать первой” моделью в 1957 году.
В дореволюционной России все железные дороги пересекались в Москве.
Прибывало и отъезжало большое количество людей, что создавало
необходимость развития городского транспорта, который мог бы довозить
пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был большой, поэтому в
Москве появилось огромное количество извозчиков. Эта отрасль
развивалась, и ей необходимы были определенные требования: тарифы,
система заказов экипажей, организация стоянок. Все это положило начало
рождения такси в России как вида транспорта.
В 1907 году появился один шофер, который прицепил к своему автомобилю плакат ”Извозчик, такса за проезд по соглашению”. Примерно в это же время на Лондонских улицах появились первые такси, которые были оснащены устройствами – таксометрами, эти устройства очень удивили местных жителей. Этот год теперь считают днём рождения такси.
После революции количество такси в Москве резко снизилось, лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей – такси престижной марки Renault и Fiat. В 1925 году первые 16 автомобилей марки Renault начали использоваться на улицах Москвы. Частных такси в это время не существовало, все они принадлежали государству, следовательно, отсутствовала конкуренция. Это приводило к плохому качеству обслуживания пассажиров, даже заказать такси было очень сложно, так как служба заказов была очень плохо налажена. Для правительства Москвы такси Москва было очень прибыльно, поэтому они стремились устранить эти недостатки.
В течение периода с 1907 по 1917 год на улицах Москвы появилось немало таких извозчиков. Новая сфера услуг развивалась очень активно до тех пор, пока такси не было признано революционерами «излишним роскошеством». После этого в течение 8 лет никто не занимался извозом на автомобилях. В 1925 году было решено вновь начать использовать такой вид перевозок для нужд населения.
Коммунхоз Московского Совета закупил новые «Рено» и «Фиаты», установил фиксированные цены на услуги таксомоторов, и такси-индустрия снова начала развиваться. Долгое время такси можно было встретить только на улицах Москвы и Ленинграда, а весь таксомоторный парк страны не превышал нескольких сотен автомобилей. Абсолютно все перевозки контролировались государством, и понятия конкуренции в этой сфере услуг просто не существовало. В 1936 году появились «эмки» и такси стало действительно массовым средством передвижения. Менее чем через 15 лет, в 1950 году в Москве в общей сложности работало более 2 тыс. такси, за 10 лет это количество выросло более чем в два раза, и к началу 60-х по столице разъезжало уже 4,5 тыс. автомобилей с шашечками. Кстати, шашечки для обозначения такси были введены только в 1948 году, а «огонек», позволявший определить, свободен таксист или занят — в 1949.
В Москве примерно в это время появились первые легковые автомобили ГАЗ в результате, количество советских такси увеличилось в 6 раз, затем начали выпускать легковые такси ЗИС после появления которых, заказ такси в Москве стал общедоступен для основной массы людей. В послевоенные годы Горьковский завод начинает выпускать автомобили "Победа”, именно они стали основным автомобилем такси. В 1948 году было решено ввести знаки отличия такси от других автомобилей, на них была размещена шахматная полоса и световой сигнал.
После приватизации в России монополия государства на оказание услуг такси была утрачена, и появилось множество частных такси. Долгое время этот рынок оставался полулегальным. Ближе к 2000 году ситуация в сфере перевозок с помощью такси выправилась — появились организации, предоставляющие населению такие услуги по фиксированным тарифам, с приемлемым уровнем обслуживания. С тех пор наблюдается регулярный прирост количества игроков на этом рынке, повышается качество оказываемых услуг.
С 1907 года все такси в обязательном порядке были оснащены счетчиками. При оплате пассажир мог попросить счет, который проверяла финансовая комиссия. 1/4 дохода причиталась водителю, остальное полуучала фирма, которая оплачивала топливо, ремонт и налоги. Таксисты работали 24 часа и столько же потом отдыхали.
Во время войны правительство реквизировало все частные автомобили, однако после войны, когда машины отдали, таксомоторное дело опять наладилось. В период с 1925 по 1928 гг. количество такси выросло с 238 до 618. Правда, во время кризиса 1930-ых их количество снова сократилось и к 1939 году было только 394 таксомотора. Машины часто ломали конкуренты, поскольку поездка на такси была слишком дорогим удовольствием для среднестатистического человека, и клиентов было мало.
После Второй Мировой войны таксомоторное
движение началось в 1949 году на 10 трофейных автомобилях DKW.
Тарифы в советское время:
В черте города
1 км. – 2 руб.
За городом
1 км. – 2,50 руб.
Ожидание
5 мин. – 2 руб.
Такие цены людей устраивали. Позже тарифы изменились:
1 км. – 20 коп.
Посадка – 20 коп.
Ожидание: 1 час – 2 руб.
Такси ГАЗ- 21 «ВОЛГА» ТАКСИ ГАЗ -24 «ВОЛГА» ТАКСИ РЕНО-СКЕНИК Такси ФОРД.
РЕНО-21 ПЕРВОЕ ТАКСИ ПОСЛЕ» ВОЛГИ». ПУСТЬ КОНКУРЕНТЫ ПЛАЧУТ…
МЕЧТА ТАКСИСТА ПОСТАВИТЬ ПЛАФОН НА КРЫШУ ХАММЕРА.
ИНФОРМАЦИЯ О ТАКСИ 135:ЧПТУП "Быстрофф" зарегистрировано в 2010 году, но активную деятельность начало ещё на заре зарождения таксомоторного бизнеса в г. Гомеле. И не зря это было первое такси Гомеля. Такси 135- Такси нашего города!
. Сегодня это несколько десятков машин на улицах Гомеля с опознавательным знаком —135. В арсенале компании автомобили различных марок.